Газета "Хакасия"

"Газета Хакасия" 8 декабря 2015 г.

Откуда в Хакасии взялись «лесовята»

Начало истории рождения бренда «Лесовята Хакасии» пришлось на 23 августа 2014 года. На Гладенькой шёл форум глав муниципальных образований РХ, когда неожиданно — и впервые за много лет — прозвучала тема возвращения потребительской кооперации в систему государственных интересов нашей республики.

Как сделать бренд...

Озвучил её Александр Мальцев (на снимке), председатель правления Союза потребительских обществ республики. И, что характерно, в результате споров, разговоров, дебатов и прочих полемик его слова были услышаны. Более того, глава Хакасии Виктор Зимин дал поручение своему кабинету помочь с разработкой программы.
Через два месяца в ходе заседания совета развития Хакасии тот же Александр Мальцев представил развёрнутый проект «Развитие государственно-кооперативного партнёрства в сельской местности через систему кооперативных организаций». И, если кратко, соль проекта — это буквально четыре пункта: люди, село, закуп, торговля. Ведь правда жизни такова, что господа коммерсанты не желают ехать в малые и отдалённые села, чтобы открывать торговые точки и покупать у местных жителей дикоросы. Далеко, невыгодно, неинтересно. Что с этим делать, никто не знал. Но выход нашёлся! Причём благодаря именно Хакреспотребсоюзу, который в очень короткий срок придумал, обосновал и создал республиканский бренд «Лесовята Хакасии». Что сие значит? А давайте спросим об этом самого Александра Мальцева.

— «Лесовята Хакасии», — подчеркнул Александр Алексеевич, — это детище, рождённое благодаря совместной работе с правительством республики. Нас изначально поддержал глава Хакасии. Более того, я неоднократно встречался с Виктором Михайловичем Зиминым и в феврале 2015 года представил ему детальный план развития заготовительной дикоросной тематики республики.

— И как прошло?
— Интересы полностью совпали. С нашей стороны — это возрождение заготовительной отрасли по дикоросам. Со стороны правительства — усиление трудовой занятости людей, проживающих в малых и отдалённых сёлах. Собственно, так мы и создали бренд «Лесовята Хакасии»…

— Значит, это не фигура речи, а свершившийся факт?
— Да! Ещё до конца года Роспатент зарегистрирует торговую марку «Лесовята Хакасии», под которую мы создали несложную, но практичную комбинацию: собрать, заморозить (переработать), продать. Та самая логическая цепь — от леса до конечного покупателя.

— А с чего вы начали?
— Прежде всего были разработаны заготовительные маршруты, где можно произвести закуп дикоросной продукции у сельчан. Мы выяснили, что саяногорское направление — это грибы лисички, Вершина Тёи — ягода, Матур — папоротник и грибы. Далее пришлось сформировать сеть заготовительных пунктов и найти заготовителей из числа местных жителей, которые могут и хотят этим заниматься, а также организовать хранение и переработку дикоросов прямо на этих пунктах. Ради наглядности скажу, что в Аскизском районе заготовительно-приёмный пункт расположен в Вершине Тёи, но работает на Бирикчуль, Балыксу и Бискамжу. В Таштыпском районе заготовительный пункт работает на Матур, Верх-Таштып и Нижний Имек. На саяногорском направлении — это Богословка.
Естественно, заготовительно-приёмные пункты не просто стены, забор, амбарный замок. Нет, мы закупили и поставили туда оборудование шоковой заморозки и хранения дикоросов. Если говорить о папоротнике, были закуплены специальные чаны, где собранная продукция перерабатывается, солится и доводится до кондиции. В следующем году мы дополнительно задействуем Ширинский район, Абазу и другие направления…

— Это всё?
— Нет. Следующий ответственный шаг — безболезненная доставка дикоросной продукции на хранение в Абакан. Как это сделать? Только при помощи специализированного транспорта, который мы также приобрели и установили на него оборудование заморозки (до минус 20 градусов).
И это ещё не всё, потому что товару надо куда-то прийти. Его надо же куда-то сдать...

— Действительно, куда?
— На центральный распределительный склад с холодильной площадкой, который мы также сделали. И, замечу, все работы велись параллельно, иначе задуманная цепочка от леса до прилавка (даже без одного звена) была бы не действующей.
— Мне кажется, в вашей цепочке чего-то не хватает?
— Да, проделав столь огромную работу, мы были просто обязаны наладить элементарную фасовочную линию для придания товарного вида дикоросной продукции. Так что упаковочные станки, простые полиэтиленовые мешочки, пакеты для вакуума, пластиковые вёдра, контейнеры, наш логотип — и товар готов. Заключительный этап — работа с торговыми организациями, позиционирование себя на сельскохозяйственных ярмарках, выставках, чтобы увидеть отношение людей к новому продукту.

— Увидели?
— Да! Вот наше первое официальное признание — победа в ярмарке-выставке «Сделано в Хакасии». Но самое главное, более 20 торговых организаций с нами плотно работают и это число постоянно растёт. Так что направление по заготовке и реализации дикоросов в Хакасии полностью апробировано...

...И как прыгнуть выше головы

— Ясно! Хотя не ясно, при чём здесь республика?
— Мы шли на затраты исключительно по причине того, что правительство Хакасии внесло нас в программу развития малых и отдалённых сёл.

— И в каком статусе вы туда внесены?
— В статусе подпрограммы «Развитие потребительской кооперации», с объёмом финансирования в пять миллионов рублей. Этими средствами закрывается сразу несколько позиций: компенсация транспортных расходов (автолавки), покупка оборудования заморозки и переработки, приобретение специализированного транспорта, строительство и реконструкция овощехранилищ, строительство и реконструкция заготовительных пунктов.
Пять задач на пять миллионов рублей. Мы отчитались перед правительством за то, что сделали, наши документы проверили, договор на субсидирование заключили. Сумма господдержки составит до 70 процентов от понесённых расходов. В этом и заключается суть государственно-кооперативного партнёрства в Хакасии.

— Простите, можно уточнить позицию, связанную с овощехранилищами?
— Конечно. В названной подпрограмме участвует не только Хакреспотребсоюз, но и организации потребкооперации на местах. В том числе потребительское общество «Кызласовское», которое будет строить овощехранилище в селе Усть-Хойза. Планируемая господдержка в этом проекте составляет один миллион 700 тысяч рублей. Направление востребовано. Люди выращивают овощи, имеют излишки, но куда их девать, не знают. Теперь у них появится возможность сдавать домашнюю продукцию буквально рядом с домом. Общество же получит возможность реализовать сданный товар.
Кроме того, в Кызласе смотрят дальше и уже планируют обрабатывать землю и засевать её корнеплодами, то есть получать и хранить собственную сельхозпродукцию. Хакреспотребсоюз в свою очередь обеспечит потребительскому обществу возможность участвовать в прайс-листе дикоросной продукции. То есть пойдёт реализация и собранных дикоросов, и произведённой сельхозпродукции. Это уже принцип — от поля до прилавка, и всё в единой логической цепи.
К избранному направлению станут подключаться и другие. Например, созданное в 2015 году потребительское общество «Таштыпское» получит от республики 580 тысяч рублей на организацию в Нижнем Имеке заготовительного пункта. И как только он появится, сразу введём его в работу.
Так что ориентиры подпрограммы развития потребкооперации выстроены очень эффективно и преследуют конкретные цели. И я уверен, что мы правильно освоим средства республиканского бюджета, от чего всем будет только плюс...

— В связи со всем услышанным не могу не поинтересоваться планами на 2016 год...
— Во-первых, в нашу схему войдут все оставшиеся потребительские общества Хакасии. Мы спокойно будем принимать у них дикоросы, перерабатывать и хранить. Причём дополнительных вложений здесь уже не требуется. Во-вторых, планируем восстановление цеха переработки дикоросов в салаты, маринады, соки, повидло, варенье. Это глубокая переработка и более серьёзный шаг. Но, поскольку мы уже имеем наработки и собственный бренд, постараемся выпускать продукцию, которая будет востребована в республике и которая, возможно, будет уместна в рамках импортозамещения.
Видели наверняка импортные овощные смеси. Спрашивается, зачем тащить издалека, если то же самое можно сделать у себя и своими руками?! Хозяйкам останется только ими воспользоваться, и у них сразу получится либо винегрет, либо суп. Поэтому мы уже ведём поиск оборудования и технологов данного профиля.
Структурная площадка имеется, сырьё и заготовят, и привезут, и сохранят. А кроме того, мы планируем открыть заготовительный пункт и в Абакане, потому что здесь огромное количество садово-огороднических обществ, и людям также некуда девать весь выращенный урожай.

— Получается, что планы у вас большие?
— Да, немалые, и они во многом зависят от продолжения взаимовыгодного сотрудничества между республикой и кооперацией. За 25 лет это первая в Хакасии госпрограмма поддержки потребительской кооперации.
И тем ценнее для меня и моих коллег та поддержка, которую оказал нам Виктор Михайлович Зимин. Это очень большой шаг со стороны правительства Хакасии, который и нам позволил прыгнуть выше головы. Видя такое отношение, мы встали и сказали, что готовы к любым трудностям, к любым кризисам — и дали результат...

Фотогалерея


Продукцию торговой марки 

      "Лесовята Хакасии"
можно приобрести в Абакане

Фирменный магазин "Дары природы"
           ул.Пушкина, д.113

«Столичный» ул. Чертыгашева, 108
«Май» ул. Аскизская, 151
"Продукты из деревни"  ул. Лермонтова,д.20
«Благодатный» ул. К.Перекрещенко 3а
«Держава» ул. Итыгина, 2
"Хакасия" ул.Пушкина, д.65
"Полярная звезда" 2 магазина
"Деревенское мясо" пр.Др.Народов, д.57
«Владимирский» ул.Советская, 113
«Продукты ВСК» 9 магазинов
«Аллея" пр.Дружбы Народов, д.50
«Аллея" ул.Некрасова, д.31а
"Командор" 13 магазинов
"Мяско" 8 магазинов
"Красный Яр" 3 магазина
"РолБи" 3 магазина

 

Пресса о нас